Лидерство и менеджмент

Liderlik-VideolarıСовместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем пользуется современный человек, является продуктом совместной деятельности больших и (или) малых групп людей. Люди, составляющие эти группы, обладают разными способностями, трудовым потенциалом (включая, напомним, такие его составляющие, как профессионально-квалификационный, лидерский, творческий, коммуникативный, нравственно-мотивационный и др.), разными психическими характеристиками, включая мотивы, потребности, ожидания, характер и т.п. Возникает необходимость управлять этими разными работниками и личностями, чтобы достичь общих целей, ради которых люди и собираются в группы разного типа. Появляется потребность в управленце – менеджере или лидере. Сразу следует оговориться, что потребность в лидере появляется не во всех ситуациях, не во всех группах, и даже в одной и той же группе на разных этапах ее развития и при выполнении разных заданий такая потребность может возникать и исчезать. Да и лидеры, приводящие группу к успеху, могут быть разными, обладать разными качествами и свойствами. Достаточно прочитать и сравнить материалы, описывающие жизнь, личность и деятельность видных бизнесменов, политических и государственных деятелей, публикуемые в биографиях, монографиях, исследованиях, чтобы убедиться в их несхожести. Собственно, и понятия «успех», «эффективность лидера», как и все понятия, термины, относящиеся к категории оценки теми или иными субъектами, приобретают субъективное содержание и отражают субъективность «оценщика».

Рассмотрим несколько точек зрения на понятия «менеджмент», «лидерство», «лидер», «авторитет», «власть», отдавая себе отчет в том, что в науке и практике мнения о сущности обсуждаемого явления, объекта, предмета часто не совпадают.

Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей.

Лидерство – это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.

Лидерство – это: 1. Функции, выполняемые лидерами в группе; планирующая, координирующая и контролирующая деятельность вышестоящих членов группы (в этой части определение совпадает с определением менеджмента). 2. Социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние. Отношения имеют сильно выраженную эмоциональную составляющую, в отличие от менеджмента, который может базироваться на чисто деловой основе, «ничего личного».

Лидер (от англ, leader – ведущий, руководитель) – 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации,  лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе . 2) участник спортивного состязания, идущий впереди.

Лидер – авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

Приведем  сравнение новой и старой парадигм лидерства, т.е. основных атрибутов, описывающих это явление:

Новая реальность лидерства

Старая парадигма Новая парадигма
Стабильность Изменения и кризисный менеджмент
Контроль Делегирование властных полномочий
Конкуренция Сотрудничество
Единообразие Разнообразие
Эгоцентризм Более высокие цели
Героизм Скромность

В английском языке слово «leadership» означает «руководство, водительство, лидеры» и в значительной степени совпадает с понятием «management» – «управление, заведование, руководство, менеджмент». Такая неоднозначность создает трудности в восприятии смысла, и в данной главе мы будем вести речь, скорее, о лидерстве как способе влияния руководителя на подчиненного преимущественно через его душу, в отличие от менеджмента как способа влияния на поведение подчиненного преимущественно через его разум. При этом мы понимаем неразделимость рационального и эмоционального фактора в поведении такой единой системы, как человек или личность.

Исследование и обсуждение любого явления, системы требует четкого определения объекта и предмета, т.е. терминологической определенности, в противном случае становится невозможным взаимопонимание и продуктивное дискутирование. В многочисленных материалах, посвященных такому актуальному явлению, как лидерство, зачастую либо очень широко трактуется это понятие, в попытках в одном определении охватить все многообразие типов и особенностей лидерства, либо рассматриваются модели, связывающие лидерское поведение с неким достаточно ограниченным числом факторов, признаваемых автором модели в качестве наиболее существенных и типичных, либо приводятся перечни качеств, которыми, по мнению авторов перечней, должен обладать выдающийся лидер. В последнем случае в качестве объекта чаще всего рассматривается относительно немногочисленная и малопригодная для типизации группа выдающихся лидеров бизнеса, глав крупнейших корпораций. Возьмем для примера обобщенного определения такое: «Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Этот статус (положение) и соответствующая роль может присваиваться индивидуумам группой на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции» . Такое определение (как, по-видимому, и всякое другое) требует детализации, например, но времени, месту, целям, способам влияния и т.п. Как правило, любая наша деятельность носит конкретный и коллективный характер, даже если партнер не очевиден: например, каждый автор книги или статьи обращается к некому читателю, образ которого сложился в его сознании, и стремится к превращению читателя в сторонника его идей. В это же время читатель формирует в своем сознании образ автора, и не всегда это образ лидера, авторитетного ученого, зачастую имеет место критическое восприятие того, что предлагает автор.

Итак, прежде чем начинать некие действия, направленные на осмысление, оценку, изменение объекта, мы должны выбрать ответы на простые вопросы: что, где, когда, зачем, почему, как, в чьих интересах, за чей счет. Ответы на эти вопросы позволяют определить и объект, и предмет воздействия, и ситуацию, и движущие силы (факторы). Не договорившись относительно сущности этих системообразующих и влияющих на поведение системы аспектов, мы не сумеем действовать совместно, сформировать общепринятый образ будущего системы, сформулировать цели, поскольку у каждого заинтересованного лица, субъекта останутся в сознании свои образы и цели.

Менеджмент – это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства (мотивации) и контроля над организационными ресурсами.

Менеджмент – это:

1. Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами).

2. Как наука, менеджмент – совокупность методов, принципов, норм, разработанных с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности.

3. Совокупность менеджеров, представляющих особый социальный слой в системе общественного разделения труда, профессиональной и социальной структур. Считаем нужным дополнить перечень функций менеджмента такими, как анализ, учет, координация, регулирование, причем анализ предшествует планированию и «вплетается» в состав всех остальных функций.

В настоящее время общепринятым можно считать представление, что лидер в организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер, лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер – использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или просто неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Лидер в организации – это единство менеджера, реализующего законные полномочия и обладающего компетенциями определять, структурировать, контролировать, принуждать, поощрять, наказывать, и лидера, реализующего личный авторитет и обладающего компетенциями побуждать, увлекать, убеждать, ободрять, мотивировать, объединять. Доказано, что менеджер, обладающий лидерскими качествами и применяющий их на деле, способен получить от подчиненных ему людей гораздо большую отдачу, если сумеет сформировать команду единомышленников и достичь синергетического эффекта, будь то физическая или умственная деятельность.

Лидерство – явление, происходящее в среде людей – есть форма человеческой деятельности, т.е. деятельности в условиях прямого контакта между людьми; оно отличается от канцелярского администрирования, основанного на написании бумаг, или деятельности по решению проблем. Лидерство динамично и включает в себя использование власти.

В последние годы было много написано о лидерской роли менеджеров. Менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Популярное определение менеджмента вполне сходно с определением лидерства: достижение целей организации с помощью подчиненных менеджеру людей. Основные функции менеджера организации – анализ ситуации, планирование, организация деятельности, стимулирование (в некоторых источниках – лидерство), учет, контроль, координация, регулирование. В менеджменте достаточно много специализаций, связанных с уровнем управления, основным объектом и предметом управления. Эффективные менеджеры должны быть также и хорошими лидерами, потому что, как это показано в табл. 1.1, с понятиями лидерства и менеджмента ассоциируются различные характеристики, которые обеспечивают различные аспекты сильных сторон организации. В табл. 1.2 можно увидеть, что менеджеры и лидеры имеют два различных ряда характеристик и навыков, которые зачастую есть у одного и того же человека. Индивидуум может обладать большим количеством характеристик из одного набора по сравнению со своим коллегой, но в идеальном варианте менеджер достигает баланса между менеджментом и лидерством.

Основные качества лидера и менеджера

Характеристики лидера Характеристики менеджера
Душа Разум
Провидчество (умение видеть будущее)

Страстность

Способность к творчеству Гибкость

Вдохновенность и умение вдохновлять

Инновационность

Мужество

Богатое воображение Стремление к экспериментированию Способность инициировать изменения

Личностная власть

Рационализм

Консультирование, выдача советов Настойчивость Умение решать проблемы Сообразительность Аналитичность Способность к структуризации

Вдумчивость, осторожность Официальность, опора на регламент

Стабилизирование ситуации Должностная власть

Одно из главных отличий между менеджером и лидером связано с источником власти и уровнем лояльности порожденных им последователей. Идеал – слияние качеств лидера и менеджера в одном лице, занимающем руководящую должность: у такого человека богаче инструментарий и возможности влияния, более гибкие подходы, включая индивидуальный, низкая вероятность появления в команде второго лидера-оппозиционера. Он может быть более «долгоиграющим» и адаптивным к ситуациям, «синтетическим руководителем».

Со своей стороны авторы считают, что лидерство можно определить следующим образом:

Лидерство – форма проявления влияния на поведение людей, основанная на преимущественно социально-психологическом контакте и социально психологических методах управления в достижении целей организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта. В этом контексте менеджмент – форма влияния на поведение людей, основанная преимущественно на административно-правовых и экономических методах управления для достижения целей организации. И лидер, занимающий руководящий пост, и менеджер должны владеть всеми методами управления людьми и уметь подобрать в каждом случае наиболее эффективный метод. Различия заключаются в приоритетах, отдаваемых ими тем или иным методам. Повторим, в идеале руководителем должен быть тот человек, который умело сочетает лидерство и менеджмент в одном лице.

Если Вам понравилась статья, нажмите кнопку Вашей социальной сети.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *