Маркетинговые коммуникации

i

 

Современный уровень насыщенности рынка не позволит достичь желаемого уровня продаж продукции без предварительной подготовки потребителей с помощью различных элементов продвижения. Продвижение есть определенная форма сообщений, используемая фирмой для подачи информации потребителям о своих товарах, услугах, общественной деятельности. Усилия фирмы по продвижению могут быть обращены к потребителям и их лобби, акционерам, организациям-потребителям, участникам каналов сбыта, правительству, своему персоналу. Из этих групп фирма должна выделить некоторые и выйти на лиц, формирующих мнение.

Большая эффективность продвижения может быть достигнута путем его планирования, т. е. систематического принятия решений, касающихся всех видов этой деятельности. Вместе с тем фирма может выразить в плане свой образ, свою позицию по тому или иному вопросу государственной и общественной жизни.

Основными функциями продвижения являются: создание образа престижности фирмы, ее продукции и услуг; информирование о потребительских параметрах товаров и услуг; обеспечение узнаваемости новых товаров или услуг; сохранение популярности существующей продукции; изменение образа продукции, теряющей свои позиции; увеличение энтузиазма участников каналов сбыта; информирование потребителей о местах продажи продукции, о распродажах; обоснование цен товаров и услуг; обеспечение послепродажного обслуживания продукции.

Каждый способ продвижения товара или услуги имеет высокую результативность в том случае, если он применяется в сочетании с другими элементами продвижения, что представляет собой комплекс маркетинговых коммуникаций.

Below the line (BTL) — комплекс маркетинговых коммуникаций, включающий в себя стимулирование сбыта, мерчандайзинг, POS-материалы, direct marketing, public relations. BTL позволяет доносить рекламное сообщение или призыв к покупке непосредственно до индивидуального потребителя. В этом случае сообщение носит личностный и индивидуальный характер, место воздействия максимально приближается к месту продажи или к месту, где принимается решение о покупке.

Система маркетинговых коммуникаций (СМК) — это: совокупность субъектов (отправителей и получателей), средств, каналов, прямых (сообщений) и обратных (реакция получателя) связей в процессе взаимодействия маркетинговой системы с внешней средой, а также совокупность форм и средств межчеловеческого взаимодействия.

Система маркетинговых коммуникаций — это целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду предприятия для достижения основных стратегических целей и решения оперативных задач. Поскольку основная стратегическая цель — выживание в условиях конкурентного рынка за счет увеличения реализации платных товаров и услуг, СМК органически связана с решением очень непростых задач постоянного формирования спроса на новую продукцию и стимулирование сбыта (продаж) уже освоенной производством товарной массы. В свою очередь, формирование спроса и стимулирование сбыта зависят не только от рекламы в различных ее формах и видах, но и от товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, грамотного отношения с различными участниками рыночных отношений.

В условиях насыщенного рынка уже мало создать отличный товар и установить на него приемлемую цену. Успеха можно добиться лишь в тех случаях, когда продавец наладит взаимосвязь и взаимопонимание с покупателем, создаст атмосферу открытости и взаимовыгодного сотрудничества, сформирует впечатление непрерывной заботы о нуждах потребителей и своих партнеров.

Маркетинговые коммуникации направлены на конкретных людей и на различные фирмы, которые своей деятельностью влияют на продвижение товара к потребителю. Являясь одним из важнейших элементов комплекса маркетинга, СМК в конечном итоге способствует достижению общих маркетинговых целей фирмы. Целями СМК являются:

o мотивация потребителя;

o генерирование, формирование и актуализация потребностей покупателя;

o поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью, партнерами по маркетинговой деятельности;

o формирование благоприятного образа (имиджа) организации;

o информирование общественности о деятельности организации;

o привлечение внимания желательных аудиторий к деятельности организации;

o предоставление информации о товарах, производимых фирмой;

o формирование у покупателя благорасположения к марке фирмы;

o увещевание;

o формирование у покупателя предпочтения к марке и убежденности в необходимости произвести покупку;

o стимулирование акта покупки;

o напоминание о фирме, ее товарах и т. д.

В свою очередь, выбор целей маркетинговых коммуникаций во многом определяют методы, используемые для их достижения. Основными методами маркетинговых коммуникаций являются реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, личная продажа. В практической деятельности часто используются также выставки, ярмарки, продукт плейсмент, паблисити и др.

Система маркетинговых коммуникаций предприятия, в какой бы форме она ни была организована, должна обеспечивать активное воздействие на внутреннюю среду (персонал и кадры) и всю рыночную инфраструктуру предприятия: коммерческих посредников, торговый персонал, руководителей отделений и филиалов, представительств, в том числе и зарубежных. Коммуникационная система предприятия должна не только обеспечивать оперативную и строго адресную отправку соответствующих обращений и использование наиболее эффективных каналов, но и отвечать за точные формулировки и однозначное толкование этих обращений теми, кому они адресованы.

Задача СМК состоит в модификации управляемых факторов внешней среды таким образом, чтобы они создавали благоприятные условия для хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие, будучи заинтересованной стороной, занимает в системе маркетинговых коммуникаций активную позицию и инициирует различного рода обращения, направленные на целевые контактные группы (аудитории), с целью изменить их поведение, позиции, поступки, действия в пользу предприятия, его хозяйственной, коммерческой и общественной деятельности.

На небольших рынках коммуникации между их субъектами происходят спонтанно, в условиях больших рынков коммуникации между участниками процесса обмена нуждаются в специальной организации, так как существуют значительный разрыв и помехи в физических каналах и человеческих контактах.

Любой сбой на одном из этапов построения коммуникации приводит к снижению эффективности маркетинговой коммуникации.

Зарубежные производители не полагаются на волю случая в таком сложном процессе, как коммуникации между субъектами рыночных отношений, и признают большое влияние маркетинговых коммуникаций на управляемые факторы внешней среды. Именно поэтому планированием, реализацией и оценкой эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций занимаются целые подразделения компаний.

Западному термину «комплекс маркетинговых коммуникаций» в России соответствует понятие «комплекс рекламных мероприятий». В большинстве предприятий к вопросам построения маркетинговых коммуникаций относятся формально, пользуясь элементарными и простейшими приемами воздействия на рынок. Таким образом, первая проблема отечественных производителей по созданию структуры маркетинговых коммуникаций связана с непониманием руководством ее значимости и тех возможностей, которые она может дать в конкурентной борьбе. Непонимание чаще всего обусловлено тем, что руководитель просто не знает, из чего складывается, как строится и реализуется структура маркетинговых коммуникаций.

Вторая проблема связана с тем, что сам процесс реализации маркетинговых коммуникаций зачастую является прерывным. Для большинства фирм причинами использования рекламы становятся появление новых товаров, начало сезона, падение спроса. Когда на рынке более или менее стабильная ситуация, многие стараются сократить до минимума затраты на маркетинговые коммуникации.

Подход западных фирм является принципиально иным: для них структура маркетинговых коммуникаций является тотальным образованием, пронизывающим деятельность организации на протяжении всего времени ее существования. Манипулируя различными методиками, они ежедневно, день за днем воздействуют на рынок с целью формирования благоприятных условий для своей хозяйственной деятельности.

До тех пор пока руководители отечественных предприятий и фирм не поймут, что работа по созданию и реализации маркетинговых коммуникаций (МК) является ежедневным и непрерывным процессом, эффективность их работы в этом направлении будет не столь высокой, какой могла бы быть.

Третья проблема российских фирм по созданию структуры маркетинговых коммуникаций связана с тем, что они пытаются использовать в своей деятельности западные методики и системы, которые были наработаны для других рыночных условий.

Такая ситуация обусловливается рядом фактором. Во-первых, большая часть литературы по этим вопросам является переводами зарубежных авторов, которые, вполне естественно, не учитывают специфику российского рынка. Во-вторых, труды отечественных авторов по данной проблеме зачастую являются либо просто учебниками для высших учебных заведений по теме «Реклама» и дают общие методические представления о дисциплине, либо пересказом и переводом тех же зарубежных источников. Поэтому до сих пор предприятиям приходится руководствоваться лишь общими рекомендациями по построению маркетинговых коммуникаций и нарабатывать опыт путем проб и ошибок. К сожалению, эти ошибки обходятся слишком дорого как в моральном, так и в материальном смысле.

Четвертая проблема в области построения структуры маркетинговых коммуникаций связана с непроработанностью системы делегирования полномочий по планированию, реализации и оценке эффективности этой структуры. Естественно, что работа по построению МК для фирмы является вспомогательной, а не основной сферой деятельности. С другой стороны, она требует значительных затрат времени и финансовых ресурсов.

Современная концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) — это:

1) система планирования маркетинговых коммуникаций, в которой оцениваются стратегические роли различных коммуникационных дисциплин и их комбинаций с целью обеспечения ясности, последовательности и максимального воздействия на потребителя;

2) многоканальная синхронизированная коммуникация, объединяющая в одно целое три разных направления продвижения товара: маркетинг, рекламу, связь с общественностью.

Несмотря на модность и популярность этого термина, ИМК очень редко применяются в полном объеме, обычно они рассматриваются не как цельный проект, а как отдельный набор отдельных действий, важнейшим из которых до сих пор остается реклама. Такой подход заведомо ограничивает возможности ИМК, фактически сводя всю систему к одностороннему монологу рекламодателя. А ведь сам термин «коммуникация» означает в первую очередь «акт общения» и лишь затем — «сообщение информации лицу или группе лиц».

Интегрированные маркетинговые коммуникации позволяют значительно повысить эффективность затрат, используемых на продвижение продукции.

Если Вам понравилась статья, нажмите кнопку Вашей социальной сети.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *