Виды управленческого контроля

Управленческий контроль делится на три вида:

  1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения персонала. Предварительный контроль используется в трех областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например: входной контроль качества сырья и материалов, направляемых в производство, знакомство с документами кандидата на вакантную должность.
  2. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом является деятельность подчиненных сотрудников. Для того чтобы осуществить текущий контроль, менеджеру необходима обратная связь. Обратная связь — данные о полученных результатах. Например: промежуточный контроль качества выполнения работы.

Текущий контроль осуществляется в двух формах:

 Стратегический – имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и проводится по количественным и качественным показателям. Сам процесс сводится к сбору, обработке и оценке информации об уровне производительности труда, об уровне внедрений научно технического прогресса, новых методов работ, новых технологий в организации.

Оперативный – ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность (соблюдение последовательности операций, норм времени на их выполнение, качество труда). В ходе данного контроля проверяется загрузка оборудования, соблюдение общего графика работ, наличие запасов сырья, материалов и топлива, а так же уровень текущих работ и расходования денежных средств.

Заключительный контроль  проводится по окончании работ и основывается на обратной связи. Руководитель, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода фактически полученные результаты сравниваются со стандартами. Например: испытание готовой продукции, утверждение проекта.

Контроль так же делится:

  1. Внешний– осуществляется администрацией организации или специальными сотрудниками – контролерами. Такой контроль основывается на том факте, что люди лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Это происходит по следующим причинам:

— по результатам контроля происходит оценка деятельности сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания и продвижения по службе.

— постоянный контроль говорит о том, что данной сфере деятельности руководство придает особое значение, следовательно, необходимо проявлять хотя бы показное усердие, чтобы выделится на фоне остальных.

— итоги контроля обычно обсуждаются в коллективе и многие стараются работать лучше, чтобы прославиться, то есть удовлетворить свое честолюбие.

Эффективность внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств:

— должна быть предусмотрена «защита от манипулятора», то есть от того, кто ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы. Обычно это делается с помощью жонглирования и подтасовывания  показателей. Особенно часто это происходит, если отсутствуют четко определенные нормативы работы, а результат не проходит рыночную оценку потребителем.

— цели, которые ставятся перед работниками в системе внешнего контроля, должны быть достаточно труднодостижимыми.

— по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение или наказание.

Для обеспечения этих условий, система внешнего контроля должна быть тотальной, требует больших материальных и трудовых затрат. При усложняющейся деятельности организации она становится все более сложной.

  1. Внутренний(самоконтроль) – исполнители сами следят за своей работой, ее результатами и вносят при необходимости корректировки собственной деятельности. Его главная задача – вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-либо и наказать, чтобы другим  неповадно было. В таких условиях люди трудятся легко и свободно, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и контролируют процесс их достижения.

Условия внедрения самоконтроля:

— групповые формы работ и принятия решений;

— здоровый морально – психологический климат в коллективе;

— демократический стиль руководства.

Выбор соотношения внутреннего и внешнего контроля зависит от:

  1. От стиля управления организацией.
  2. От возможности получать надежную объективную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за выполненные задания. Если это возможно, преобладает внешний контроль.
  3. От характера подчиненных.
  4. От микроклимата в коллективе.
  5. От принятой системы вознаграждений. Индивидуальная – внешний, коллективная – внутренний.

В качестве стадий процесса управленческого контроля могут определяться:

— установление норм функционирования объекта управления;

— оценка выполнения установленных норм;

— корректировка отклонений от установленных норм и правил.

Так, Дж. Моррисей и другие выделяют следующие четыре стадии управленческого контроля:

 — установление стандарта или начальной точки контроля (для каждой характеристики    устанавливаются базисные спецификации).

 —  собственно процедура измерения

 —  контрольные механизмы

Во всех моделях управленческого контроля определяются нормы функционирования и индикаторы, с помощью которых устанавливается соответствие хода реализации управленческих решений, планов, программ поставленным задачам.

Основными технологиями, используемыми в процессе контроля, служат выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий.

Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Роль стандартов в данном смысле могут исполнять нормы функционирования, а соответствие стандартам в ходе выполнения стратегических решений, планов, программ — определяться с помощью индикаторов, то есть промежуточных контрольных показателей, функции которых выполняют нормативы и другие формы степени оценки хода реализации решений, планов и программ. Для целей, которые должны быть достигнуты, устанавливаются временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работ.

Показатели, имеющие не только количественный характер, но и измеряемые с помощью вербально-числовых шкал, оценок типа «качественно — некачественно», «лучше – хуже»  позволяют сопоставлять полученные результаты с запланированными стандартами.

Если Вам понравилась статья, нажмите кнопку Вашей социальной сети.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *